Каютный светодиодный 12-вольтовый светильник
из бытового 220-вольтового

  Приобретя в марте 2018 г. подержанную каютную лодку японского производства, я с некоторым удивлением обнаружил, что японцы с постройки не предусмотрели штатное освещение в каюте, и за годы эксплуатации первый её владелец не озаботился этим вопросом, и это при том, что судно было неплохо оборудовано другими полезными устройствами.

  В течении полутора сезонов эксплуатации мы освещали каюту в тёмное время суток переносным фонариком, что было неудобно: и яркость была недостаточна, и аккумулятор фонарика некстати разряжался, и сам фонарик иногда терялся.

  Наконец, терпение иссякло, и я решил оборудовать каюту лодки стационарным светильником, питающимся от бортсети.

  Светильник должен был быть экономичным светодиодным, чтобы как можно меньше "высаживать" аккумулятор и иметь аккуратный корпус лаконичного дизайна обязательно с матовым рассеивателем. Светодиодные ленты я заранее забраковал, поскольку счёл их крепление скотчем слишком "колхозным", а свечение отдельных светодиодов ленты в виде ярких точек слишком раздражающим зрение.

  В итоге был приобретён вот такой светильник за 256 рублей в крупном местном магазине электротехники, где я покупаю материалы для своей основной работы. Не буду утверждать, что это самое выгодное предложение в рознице Владивостока, но магазин слывёт недорогим, и дополнительных транспортных расходов удалось избежать за счёт совмещения покупок.

  Однако, чтобы не совершить бесполезную покупку, очень важно ещё в магазине определить, как соединены светодиоды внутри светильника для того, чтобы понять, какое напряжение подаётся на них с драйвера, преобразующего 220 вольт в пониженное постоянное напряжение.

  При лёгком нажатии на буквы "ON" на матовом рассеивателе срабатывает защёлка, и рассеиватель снимается. Становится видна печатная плата с напаянными SMD-светодиодами, которые можно пересчитать и выяснить, как они соединены. В данном случае 36 светодиодов разделены на 12 последовательно соединённых групп, в каждой группе 3 светодиода соединены параллельно. Каждый светодиод белого свечения требует 3 вольта питающего напряжения, следовательно, в данном светильнике на всю матрицу подаётся 36 вольт. Для подключения этого светильника к 12-вольтовой бортсети потребуется заменить штатный драйвер повышающим преобразователем 12 => 36 вольт, что несложно и недорого, следовательно, этот светильник можно покупать (фото кликабельно, щёлкнув на него, можно рассмотреть светодиодную матрицу на крупном фото).

  Также распространены светильники со светодиодной матрицей на 24 и 72 вольта, светильник с 72-вольтовой матрицей лучше не покупать, т.к. его будет сложно переделать на 12-вольтовое питание.

  Для получения требуемых 36 вольт из напряжения бортсети был приобретён вот такой преобразователь за 80 рублей по объявлению на городской интернет-барахолке "Фарпост". Как ни странно, это оказалось наиболее выгодным предложением, дешевле не было ни в рознице, ни на "Алиэкспресс". И, конечно же, поездка за преобразователем была совмещена с другой деловой поездкой, для минимизации транспортных затрат.

  Подключение этого преобразователя не составляет никакого труда: нужно только припаять провода на вход и выход, а после подачи входного напряжения установить требуемое выходное напряжение подстроечным резистором, вращая его движок плоской отвёрткой.

  С обратной стороны светильник выглядит так.

  Сняв крышечку, видим установленный в отсеке драйвер 220 => 36 вольт.

  ДО ПЕРЕДЕЛКИ светильник был подключен к сети 220 вольт и замерено реальное напряжение, подаваемое на матрицу, оно оказалось ровно 36 вольт. Это измерение необходимо для того, чтобы установить точно такое же напряжение после переделки светильника, чтобы светодиоды работали в штатном режиме.

  Плата преобразователя хоть и нештатно, но вполне удачно бочком ложится в отсек, после привинчивания крышечки легонько зажимается и фиксируется от перемещений по отсеку.

  Для ограничения тока, протекающего через светодиоды, между выходом преобразователя и матрицей светодиодов был припаян резистор сопротивлением 10 ом, номинальной мощностью 0.25 ватт и стоимостью 1 рубль (на фото, к сожалению, этот нюанс пока не отражён), после чего на вход преобразователя подано напряжение 12 вольт от аккумулятора и подстроечником на преобразователе установлено напряжение 36 вольт НА ВХОДЕ МАТРИЦЫ, при этом на выходе преобразователя будет 37 с небольшим вольт.

  Для придания изделию законченного вида был приобретён в строительном магазине вот такой клавишный выключатель за 15 рублей. Прорезание окошка под выключатель не составило большого труда: я насверлил мелких отверстий по периметру размеченного прямоугольника и срезал лишнюю бахрому острым ножом. Если кому-то этот способ покажется варварским, он может воспользоваться специальним резаком из ножовочного полотна и процарапать окошко.

  Было выбрано подходящее место на потолке каюты, и светильник установлен при помощи прилагаемых к нему шурупов. Разумеется, нужно выбирать такое место, чтобы шурупы не вылезли наружу.

  Итого, прямые затраты на светильник составили 352 рубля, не считая стоимости отрезка провода для подключения к бортсети и изоленты. Специальные катерные светодиодные светильники негерметичного исполнения стоят минимум в 5~6 раз дороже. Затраты рабочего времени составили не более 1 часа.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100